— Это была непростая работа. Мы ведь обычно расследуем уголовные дела, чтобы назвать виновного и отдать под суд. Здесь же перед нами стояла иная задача. Найти, чтобы знать, а не обвинять, — вспоминает Валерий Васильевич Игнашин, возглавлявший в 1989—1991 гг. следственную бригаду прокуратуры Тульской области по расследованию обстоятельств массовых расстрелов конца 30-х годов. — Два года ушли на изучение архивных документов, поиск очевидцев, на допросы людей, причастных к массовым расстрелам. Жуткие подробности конвейера смерти сталинской эпохи привели нас летом 1991 года в Тесницкие лагеря под Тулой.
Картина была ужасная. Полторы сотни «квадратов» Тесницкого леса, ставших братской могилой «политических», спустя полвека так и не заросли травой. На поверхности четко «читались» очертания рвов. В начале весны, когда не разрослась еще зелень, хорошо видны большие четырехугольные углубления в земле со стоящими над ними лужами — это просевшие от времени братские могилы.
Раскопки продолжались 20 дней. Человеческие черепа с пулевыми отверстиями, сапоги, калоши, ботинки… А еще лопаты и большое количество гильз от револьвера «Наган». Оказалось, сотрудники НКВД создавали в Тесницких лесах видимость стрелкового полигона, устраивая во время ночных расстрелов пальбу из оружия в воздух для отвода глаз…
Как и в Бутове, в Тесницком лесу пострадало множество священнослужителей, в том числе и монахи Оптиной пустыни во главе с последним настоятелем обители архимандритом Исаакием. Многие из убиенных здесь причислены ныне к лику святых. О страшной тайне Тесницкого леса стало известно только в 1991 году. Тогда же было произведено вскрытие одной из могил и обнаружены останки 30 человек. Таких же братских могил, как ту, которую вскрыли военные и криминалисты, в Тесницком лесу не меньше сотни, и в каждой по 20—30 человек. Именно столько вмещалось в грузовик… Тогда, летом 1991 г., главное было найти это жуткое место и доказать сам факт массовых расстрелов. Собранных материалов было достаточно, чтобы Тесницкий лес получил официальный статус места массовых захоронений жертв политических репрессий, только после этого власти разрешили установить здесь закладной камень и построить часовню. По данным прокуратуры Тульской области, жертвами политических репрессий в конце 30-х — начале 40-х годов стали более 15 тысяч жителей Тульской области. Каждый пятый из них покоится в Тесницком лесу.
Прихожане во главе с клириком нашего храма о. Павлом (Ушаковым) 6 сентября 2016 посетили посетили Тесницкий полигон с паломнической поездкой и почтили память новомучеников и исповедников Российских.
Расстрелянная Церковь
Расстрелянная Церковь
Доподлинно известно, что в Тесницком лесу 23 ноября 1937 года были расстреляны и захоронены прихожане тульского храма Двенадцати апостолов во главе со своим настоятелем, протоиереем Петром Павлушковым (причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).
30 декабря 1937 года здесь же расстреляны и захоронены послушницы Мария Лактионова и Аграфена Лесина, а 8 января 1938 года – схимонахиня Августа (Защук), в миру – Защук Лидия Васильевна, основательница и первый директор музея «Оптина пустынь»… Все они канонизированы Русской Православной Церковью и прославлены как святые новомученицы в 2002 году.
3 января (22 декабря ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Никиты (Прибыткова), епископа Белевского, викария Тульской епархии. В этот день в 1938 году он был расстрелян на военном полигоне в Тесницком лесу. Вместе с владыкой было расстреляно 19 православных христиан, все они были обвинены в создании «подпольного монастыря».
Последний арест владыки Никиты был связан с так называемым делом о «подпольном монастыре» в Туле.
Еще в 1922 году в городе Белеве под руководством епископа Игнатия (Садковского) и его брата иеромонаха Георгия была создана православная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне. Подобные полулегальные общины, тайные братства и подпольные монастыри существовали в разных епархиях Русской Православной Церкви еще со времен Гражданской войны. Они являли собой своеобразную реакцию церковного народа на прогрессирующее в народе безбожие. Количество их росло по мере усиления гонений.
Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община епископа Игнатия в Туле продолжала существовать вплоть до 1937 года, объединяя сотни верующих людей из Белева и окрестностей. Сначала члены общины собирались при Спасо- Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановский (Богородицерождественской) церкви, а в середине 30-х годов, когда епископ Никита прибыл в Белев – при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) церкви.
77-летний епископ Никита, несмотря на преклонные годы, включился в жизнь общины, регулярно совершал в ней богослужения. Позже, во время допроса, на вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина о том, как часто проводились службы при Казацкой церкви, епископ Никита ответил: «Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых монастырях».
Накануне Нового года, 16 декабря 1937 года владыка был арестован, перевезен в Тульскую тюрьму и в третий раз объявлен главой местной «контрреволюционной организации церковников». Вместе с владыкой были арестованы еще 19 человек. Их разыскивали, они пытались скрыться в деревнях, обосноваться в г. Скопине у епископа Игнатия (после отбытия заключения он некоторое время был епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии), но тщетно.
Как гласит групповое дело епископа Никиты (Прибыткова) от 1937 года, владыка был обвинен в том, что он «является организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашескому элементу и духовенству о проведении к/р деятельности среди населения и распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего строя».
Вместе с владыкой по делу проходили многочисленные монахи и монахини. В деле указаны мирские имена подследственных, свое монашеское имя сообщают только схиархимандрит Исаакий (или Исаакий II, в миру Иван Николаевич Бобраков, ранее ошибочно Бобриков) – последний настоятель старой Оптиной Пустыни и схимонахиня Августа (Защук Лидия Васильевна). Лидия Васильевна была первым директором музея «Оптина пустынь», созданного в скиту после закрытия монастыря; она приняла постриг от старца Анатолия (младшего) перед самой его кончиной и жила потом в Белеве. Матушку Августу обвинили в том, что она была игуменьей «подпольного монастыря».
Из 20 арестованных только один человек был мирянином – врач терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании «контрреволюционной группы». В 1957 году, уже после смерти Сталина, по заявлению сына доктора Субботина было проведено расследование обстоятельств ареста его отца и других проходивших по «делу епископа Никиты». По горячим следам выяснилось, какими зверскими способами добывались показания у свидетелей и обвиняемых. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой…
Псевдоследствие проводилось в ускоренном режиме. 30 декабря 1937 года «Особая Тройка» при УНКВД по Тульской области составила обвинительное заключение. Владыку и еще 18 проходивших с ним по делу представителей духовенства, а также врача Субботина, приговорили к высшей мере наказания – расстрелу.
3 января 1938 года в Тесницком лесу под Тулой приговор был приведен в исполнение.
Мартиролог
Они проходили по одному делу со священномучеником Никитой и были также расстреляны в Тесницком лесу:
• Схиархимандрит Исаакий (Бобраков Иван Николаевич) – старец Оптиной пустыни, последний настоятель старой Оптиной Пустыни, 1865 года рождения, уроженец деревни Остров Мало- Архангельского района Орловской области. До ареста жил в г. Белеве.
• Священник Тимофеев Александр Иванович, 1870 года рождения, уроженец села Жуково Белевского района, где жил и служил.
• Священник Преображенский Михаил Николаевич, 1873 года рождения, уроженец села Новгородское Богородицкого района Тульской обл. До ареста жил в г. Белеве.
• Священник Георгиевский Иван Васильевич, 1884 г.р., уроженец г. Спас-Деменск Смоленской области, до ареста работал упаковщиком в Промкомбинате г. Белева.
• Священник Руднев Николай Сергеевич, 1892 г.р., уроженец села Даленино Заокского района Тульской обл. До ареста работал бухгалтером в Белевской артели инвалидов.
• Монах Вадим (Антонов Георгий Федорович), 1892 г.р. Уроженец дер. Красный Ключ Белевского района, до ареста проживал в Белеве.
• Послушник Ларин Григорий Алексеевич, 1886 г.р. Уроженец деревни Загудаевка Ульяновского района Средне – Волжского края. До ареста работал слесарем в Белевском промкомбинате.
• Схимонахиня Августа (Защук Лидия Васильевна). 1871 г.р., уроженка г. С.- Петербурга, происходила из семьи дворян.
• Монахиня Рахиль (Жилина Матрена Александровна) 1879 г.р., уроженка дер. Башкатово Мценского района Орловский области.
• Монахиня Анфиса (Сысоева Александра Матвеевна), 1868 г.р., уроженка села Ивановское Арсеньевского района Тульской области.
• Монахиня Севастиана (Тарасова Мария Гавриловна), 1877 г.р., уроженка с. Казанское Ливенского уезда Курской области.
• Монахиня Аркадия (Проселкова Агриппина Матвеевна), 1870 г.р., уроженка дер. Костомарово Щекинского района Тульской области.
• Монахиня Макария (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна) 1867 г.р., уроженка с. Теляжье Орловской области. Работала в артели «Красный производственник».
• Послушница Локтионова Мария Максимовна 1884 г.р., уроженка села Гнездилово Курской области.
• Послушница Проселкова Ольга Матвеевна 1870 г.р., уроженка села Костомарово Щекинского района Тульской области. Работала в артели «Красный производственник» швеей.
• Послушница Пятибратова Христина Яковлевна 1889 г.р., уроженка Полтавской области.
• Послушник Пятибратов Даниил Яковлевич 1884 г.р., уроженец деревни Твердохлебовка Харьковской области. Работал сторожем в Белевской МТС.
• Субботин Борис Алексеевич, 1874 г.р., уроженец Белева, судебно- медицинский эксперт Белевского и Арсеньевского районов, врач.
• Послушница Лесина Аграфена Ивановна 1897 г.р. Уроженка села Беляево Белевского района, до ареста работала швеей в артели «Красный производственник».
Имена священномучеников Белевских – епископа Игнатия (Садковского), епископа Никиты (Прибыткова), преподобномученицы Августы (Зощук) Оптинской и преподобномученика Исаакия (Бобрикова) Оптинского старца, мучениц Марии (Локтионовой) и Аграфены (Лесиной) – ныне в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
При написании данного материала использовались ссылки
Святитель Никита (Прибытков) и мученики Тесницкого леса
Преподобный Исаакий Оптинский II
Житие прмц. Августы Защук
Преподобномученица Августа (Защук), схимонахиня
«А рядом с зоной отдыха есть зона просто так…»
Этот страшный Тесницкий лес
Тесницкий Лес. Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской