«Тесницкий полигон смерти»

Тесницкий лес — лиственный лес, расположенный примерно в 20 км от Тулы, в 1 км от шоссе Москва-Тула (162-м км Симферопольского шоссе). В лесу в братских могилах покоится более двух с половиной тысяч человек, расстрелянных во времена репрессий 30-х годов прошлого века — в большинстве своем жители Тулы и Тульской области. Внешне мемориал устроен очень скромно. Пожалуй, пока трудно назвать его окончательно устроенным. Нет указателя с главной дороги, стоит простой кирпичный столб с крестом без названия — не знающий просто проедет мимо.
tesnitskoe_01
Трудно поверить, но еще несколько лет назад родственники тех, кого навсегда увез в неизвестность черный «воронок» НКВД, были лишены даже этого права — знать, где именно был приведен в исполнение приговор пресловутой «тройки». Правда о массовых расстрелах людей, неугодных советской власти, держалась в нашей стране в строжайшем секрете полвека. Лишь в конце 80-х (!) годов и только под нажимом общественности по всей России начались поиски мест захоронений жертв сталинских репрессий. К этой работе в нашей области подключились следователи областной прокуратуры, сотрудники УФСБ и активисты тульского «Мемориала».

— Это была непростая работа. Мы ведь обычно расследуем уголовные дела, чтобы назвать виновного и отдать под суд. Здесь же перед нами стояла иная задача. Найти, чтобы знать, а не обвинять, — вспоминает Валерий Васильевич Игнашин, возглавлявший в 1989—1991 гг. следственную бригаду прокуратуры Тульской области по расследованию обстоятельств массовых расстрелов конца 30-х годов. — Два года ушли на изучение архивных документов, поиск очевидцев, на допросы людей, причастных к массовым расстрелам. Жуткие подробности конвейера смерти сталинской эпохи привели нас летом 1991 года в Тесницкие лагеря под Тулой.
Картина была ужасная. Полторы сотни «квадратов» Тесницкого леса, ставших братской могилой «политических», спустя полвека так и не заросли травой. На поверхности четко «читались» очертания рвов. В начале весны, когда не разрослась еще зелень, хорошо видны большие четырехугольные углубления в земле со стоящими над ними лужами — это просевшие от времени братские могилы.
Раскопки продолжались 20 дней. Человеческие черепа с пулевыми отверстиями, сапоги, калоши, ботинки… А еще лопаты и большое количество гильз от револьвера «Наган». Оказалось, сотрудники НКВД создавали в Тесницких лесах видимость стрелкового полигона, устраивая во время ночных расстрелов пальбу из оружия в воздух для отвода глаз…

tesnitskoe_09
tesnitskoe_10
На самом мемориале стоит часовня, несколько разрозненных памятных крестов и табличек. В 2001 году на этом месте скорби заложена часовня. Часовню из серого силикатного кирпича построил на свои средства один из местных депутатов Госдумы. Зимой 2002 года прошла торжественная церемония освящения часовни во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Затем к ней был пристроен алтарь и ныне и здесь действует маленький храм. У храма установлены поклонные кресты в память о людях, пострадавших на этом месте. В последние годы 16 сентября, в день памяти тульских святых, в часовне проводятся панихиды. 16 сентября 2014 года, в день памяти Тульских новомучеников, митрополит Тульский и Ефремовский Алексий в сослужении епархиального духовенства совершил Божественную литургию и панихиду по жертвам политических репрессий в часовне Новомучеников и исповедников Российских в Тесницком лесу. За литургией молились студенты Тульской духовной семинарии и прихожане близлежащих храмов. Литургия в Тесницком лесу.
tesnitskoe_07
tesnitskoe_08
В настоящее время на территории мемориала установлены памятные кресты в память о невинно пострадавших. 26 августа 1994 г. был заложен камень из извести, ставший новым памятником. В 2011 году его заменили на гранитный и обложили мраморными плитами. На Тесницком полигоне было расстреляно много бывших офицеров Русской Императорской армии.
Как и в Бутове, в Тесницком лесу пострадало множество священнослужителей, в том числе и монахи Оптиной пустыни во главе с последним настоятелем обители архимандритом Исаакием. Многие из убиенных здесь причислены ныне к лику святых. О страшной тайне Тесницкого леса стало известно только в 1991 году. Тогда же было произведено вскрытие одной из могил и обнаружены останки 30 человек. Таких же братских могил, как ту, которую вскрыли военные и криминалисты, в Тесницком лесу не меньше сотни, и в каждой по 20—30 человек. Именно столько вмещалось в грузовик… Тогда, летом 1991 г., главное было найти это жуткое место и доказать сам факт массовых расстрелов. Собранных материалов было достаточно, чтобы Тесницкий лес получил официальный статус места массовых захоронений жертв политических репрессий, только после этого власти разрешили установить здесь закладной камень и построить часовню. По данным прокуратуры Тульской области, жертвами политических репрессий в конце 30-х — начале 40-х годов стали более 15 тысяч жителей Тульской области. Каждый пятый из них покоится в Тесницком лесу.

Прихожане во главе с клириком нашего храма о. Павлом (Ушаковым) 6 сентября 2016 посетили посетили Тесницкий полигон с паломнической поездкой и почтили память новомучеников и исповедников Российских.

tesnitskoe_06
tesnitskoe_02
tesnitskoe_03
tesnitskoe_04
tesnitskoe_11
tesnitskoel_13
tesnitskoe_05

Расстрелянная Церковь

Расстрелянная Церковь

Все это время активистами общества «Мемориал» проводится работа по восстановлению памяти о жертвах Тесницкого полигона.
Доподлинно известно, что в Тесницком лесу 23 ноября 1937 года были расстреляны и захоронены прихожане тульского храма Двенадцати апостолов во главе со своим настоятелем, протоиереем Петром Павлушковым (причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).
30 декабря 1937 года здесь же расстреляны и захоронены послушницы Мария Лактионова и Аграфена Лесина, а 8 января 1938 года – схимонахиня Августа (Защук), в миру – Защук Лидия Васильевна, основательница и первый директор музея «Оптина пустынь»… Все они канонизированы Русской Православной Церковью и прославлены как святые новомученицы в 2002 году.
3 января (22 декабря ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Никиты (Прибыткова), епископа Белевского, викария Тульской епархии. В этот день в 1938 году он был расстрелян на военном полигоне в Тесницком лесу. Вместе с владыкой было расстреляно 19 православных христиан, все они были обвинены в создании «подпольного монастыря».
Последний арест владыки Никиты был связан с так называемым делом о «подпольном монастыре» в Туле.

Еще в 1922 году в городе Белеве под руководством епископа Игнатия (Садковского) и его брата иеромонаха Георгия была создана православная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне. Подобные полулегальные общины, тайные братства и подпольные монастыри существовали в разных епархиях Русской Православной Церкви еще со времен Гражданской войны. Они являли собой своеобразную реакцию церковного народа на прогрессирующее в народе безбожие. Количество их росло по мере усиления гонений.

Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община епископа Игнатия в Туле продолжала существовать вплоть до 1937 года, объединяя сотни верующих людей из Белева и окрестностей. Сначала члены общины собирались при Спасо- Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановский (Богородицерождественской) церкви, а в середине 30-х годов, когда епископ Никита прибыл в Белев – при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) церкви.

77-летний епископ Никита, несмотря на преклонные годы, включился в жизнь общины, регулярно совершал в ней богослужения. Позже, во время допроса, на вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина о том, как часто проводились службы при Казацкой церкви, епископ Никита ответил: «Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых монастырях».

Накануне Нового года, 16 декабря 1937 года владыка был арестован, перевезен в Тульскую тюрьму и в третий раз объявлен главой местной «контрреволюционной организации церковников». Вместе с владыкой были арестованы еще 19 человек. Их разыскивали, они пытались скрыться в деревнях, обосноваться в г. Скопине у епископа Игнатия (после отбытия заключения он некоторое время был епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии), но тщетно.

Как гласит групповое дело епископа Никиты (Прибыткова) от 1937 года, владыка был обвинен в том, что он «является организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашескому элементу и духовенству о проведении к/р деятельности среди населения и распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего строя».

Вместе с владыкой по делу проходили многочисленные монахи и монахини. В деле указаны мирские имена подследственных, свое монашеское имя сообщают только схиархимандрит Исаакий (или Исаакий II, в миру Иван Николаевич Бобраков, ранее ошибочно Бобриков) – последний настоятель старой Оптиной Пустыни и схимонахиня Августа (Защук Лидия Васильевна). Лидия Васильевна была первым директором музея «Оптина пустынь», созданного в скиту после закрытия монастыря; она приняла постриг от старца Анатолия (младшего) перед самой его кончиной и жила потом в Белеве. Матушку Августу обвинили в том, что она была игуменьей «подпольного монастыря».

Из 20 арестованных только один человек был мирянином – врач терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании «контрреволюционной группы». В 1957 году, уже после смерти Сталина, по заявлению сына доктора Субботина было проведено расследование обстоятельств ареста его отца и других проходивших по «делу епископа Никиты». По горячим следам выяснилось, какими зверскими способами добывались показания у свидетелей и обвиняемых. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой…

Псевдоследствие проводилось в ускоренном режиме. 30 декабря 1937 года «Особая Тройка» при УНКВД по Тульской области составила обвинительное заключение. Владыку и еще 18 проходивших с ним по делу представителей духовенства, а также врача Субботина, приговорили к высшей мере наказания – расстрелу.

3 января 1938 года в Тесницком лесу под Тулой приговор был приведен в исполнение.

Мартиролог

Они проходили по одному делу со священномучеником Никитой и были также расстреляны в Тесницком лесу:
• Схиархимандрит Исаакий (Бобраков Иван Николаевич) – старец Оптиной пустыни, последний настоятель старой Оптиной Пустыни, 1865 года рождения, уроженец деревни Остров Мало- Архангельского района Орловской области. До ареста жил в г. Белеве.
• Священник Тимофеев Александр Иванович, 1870 года рождения, уроженец села Жуково Белевского района, где жил и служил.
• Священник Преображенский Михаил Николаевич, 1873 года рождения, уроженец села Новгородское Богородицкого района Тульской обл. До ареста жил в г. Белеве.
• Священник Георгиевский Иван Васильевич, 1884 г.р., уроженец г. Спас-Деменск Смоленской области, до ареста работал упаковщиком в Промкомбинате г. Белева.
• Священник Руднев Николай Сергеевич, 1892 г.р., уроженец села Даленино Заокского района Тульской обл. До ареста работал бухгалтером в Белевской артели инвалидов.
• Монах Вадим (Антонов Георгий Федорович), 1892 г.р. Уроженец дер. Красный Ключ Белевского района, до ареста проживал в Белеве.
• Послушник Ларин Григорий Алексеевич, 1886 г.р. Уроженец деревни Загудаевка Ульяновского района Средне – Волжского края. До ареста работал слесарем в Белевском промкомбинате.
• Схимонахиня Августа (Защук Лидия Васильевна). 1871 г.р., уроженка г. С.- Петербурга, происходила из семьи дворян.
• Монахиня Рахиль (Жилина Матрена Александровна) 1879 г.р., уроженка дер. Башкатово Мценского района Орловский области.
• Монахиня Анфиса (Сысоева Александра Матвеевна), 1868 г.р., уроженка села Ивановское Арсеньевского района Тульской области.
• Монахиня Севастиана (Тарасова Мария Гавриловна), 1877 г.р., уроженка с. Казанское Ливенского уезда Курской области.
• Монахиня Аркадия (Проселкова Агриппина Матвеевна), 1870 г.р., уроженка дер. Костомарово Щекинского района Тульской области.
• Монахиня Макария (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна) 1867 г.р., уроженка с. Теляжье Орловской области. Работала в артели «Красный производственник».
• Послушница Локтионова Мария Максимовна 1884 г.р., уроженка села Гнездилово Курской области.
• Послушница Проселкова Ольга Матвеевна 1870 г.р., уроженка села Костомарово Щекинского района Тульской области. Работала в артели «Красный производственник» швеей.
• Послушница Пятибратова Христина Яковлевна 1889 г.р., уроженка Полтавской области.
• Послушник Пятибратов Даниил Яковлевич 1884 г.р., уроженец деревни Твердохлебовка Харьковской области. Работал сторожем в Белевской МТС.
• Субботин Борис Алексеевич, 1874 г.р., уроженец Белева, судебно- медицинский эксперт Белевского и Арсеньевского районов, врач.
• Послушница Лесина Аграфена Ивановна 1897 г.р. Уроженка села Беляево Белевского района, до ареста работала швеей в артели «Красный производственник».

Имена священномучеников Белевских – епископа Игнатия (Садковского), епископа Никиты (Прибыткова), преподобномученицы Августы (Зощук) Оптинской и преподобномученика Исаакия (Бобрикова) Оптинского старца, мучениц Марии (Локтионовой) и Аграфены (Лесиной) – ныне в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

episkop-nikita-pribytkov

Священномученик Никита (Прибытков),
епископ Белевский,
викарий Тульской епархии.

episkop-nikita-pribytkov-foto-pered-rasstrelom

Священномученик Никита (Прибытков)
перед расстрелом.

isaakii-optinskii

Исаакий Оптинский младший
(или Исаакий II, в миру Иван Николаевич Бобраков,
архимандрит Русской православной церкви,
последний настоятель старой Оптиной Пустыни,
преподобномученик, святой Собора
святых новомучеников и исповедников
Российских и Собора Оптинских старцев.

tesnitskoe_12

Крест на месте упокоения
Исаакия Оптинского.

prpmchca_avgusta_zashchuk_

Преподобномученица Августа (Защук), схимонахиня.

prpmchca_avgusta_zashchuk_ikona

Икона Преподобномученицы Августы (Защук).